Музыкальные и стилевые направления в РОК-МУЗЫКЕ Характеристика основных направлений в рок музыке дана очень условно и приблизительно. Глоссарий почти не затрагивает современные стили, возникшие после 70-х.
AOR (ADULT ORIENTED ROCK):
Термин, появившийся в последнее десятилетие, рок, рассчитанный на взрослую аудиторию с элементами эстрадной музыки, хард-рока и привкусом российской рок-культуры 80-х годов.
АНДЕГРАУНД (UNDERGROUND):
Для андерграунда характерны разрыв с господствующей идеологией, отказ от общепринятых ценностей, норм, от социальных и художественных традиций, нередко эпатаж публики, бунтарство. Термин относится к любой рок-музыке некоммерческого толка, несущей достаточную долю экспериментирования с формой и звучанием. Такое творчество не вписывается в существующие каноны либо по содержанию текстов, либо по форме и своему эмоциональному содержанию. По определению, такие исполнители почти неизвестны (например британская группа Dogfeet), из знаменитостей можно условно отнести Frank Zappa, Captain Beefheart.
БИГ-БИТ (BIG BEAT):
Облегченная форма бит-рока, исполняемая преимущественно в инструментальном ключе и рассчитанная на танцевальную аудиторию. Самыми известными считаются английский коллектив Shadows.
БИТ-РОК (BEAT ROCK):
Общее название музыкального течения сформировавшегося в Англии в начале 60-х, где доминировала четкая ритмическая пульсация из двух электрогитар (соло и ритм), бас-гитары и ударных. Надрывно-исступленный вокал, чаще исполняемый несколькими исполнителями. Песни строились по принципу чередования куплетов и припева, иногда с инструментальной вставкой посередине. Исполнение занимало 2-3 минуты, состояло из энергичных композиций и романтических баллад, связанных яркой мелодией. Простые и легко запоминающиеся песенки исповедовали, прежде всего, ранние Beatles и их многочисленные последователи.
БЛЮЗ-РОК (BLUES ROCK):
Еще одна главнейшая ветвь рок музыки. Сольно-песенный жанр афро-американского музыкального фольклора и джаза. Традиционный блюз – 12-тактная песенная форма с синкопированными ритмами, скользящими понижениями ступеней лада. Cложился в начале 20 века. В блюз-роке характерна ярко выделенная гитара, работающая в виртуозной джазовой технике. В США у истоков стояли John Lee Hooker, в Англии - John Mayall's Bluesbreakers.
"ГАРАЖНЫЙ" РОК:
Стиль во многом предвосхитивший панк-рок. Сформировался к середине 60-х независимо друг от друга в Англии и США. Исполнялся, как правило, любительскими командами с характерным упрощенным звучанием и примитивным вокалом. Стилистически их объединяли рамки ритм-н-блюза. Музыкальный непрофессионализм, помноженный на амбиции музыкантов, приводил к неожиданным результатам и рождал интересные коллективы, не лишенные привлекательности и определенного шарма. Гаражный рок , исповедовали Standells, Music Machine, Seeds, Nashville Teens, Downliners Sect. В определенной мере к ним можно отнести знаменитых Kinks и Doors.
ГЛЭМ-РОК (GLAM ROCK):
Глэм или глиттер-рок - разновидность хард-рока с налетом эстрады, для которой характерны упрощенная мелодика композиций с акцентом на гитару и клавишные, четко выделенный рефрен, эффектные аранжировки и предельная экзальтация исполнения. Исполнители эпатировали публику макияжем, бижутерией и немыслимыми нарядами. В этом стиле работали T. Rex, Slade, Kiss, Sweet.
ДЖАЗ-РОК (JAZZ ROCK):
Концептуальное направление, возникшее в конце 60-х годов на основе синтеза нескольких музыкальных культур – джаза, фанки-соул, рок-музыки, классики и этнической музыки. Сплав активности белых и черных музыкантов, древних восточных традиций и современных западных технологий. Развитие и популярность получил в США, представив в конце 60-х группы Blood Sweat And Tears, Chicago, Weather Report.
КАНТРИ-РОК (COUNTRY ROCK):
Развившаяся из фольклорных истоков традиционная песенно-инструментальная музыкальная культура белого населения юго-восточных и западных районов США. Обычно это были ковбойские баллады с обязательной скрипкой и банджо. Кантри проникло в рок в начале 60-х. Пример успешного использования – Creedence Clearwater Revival, Eagles.
КРАУТ-РОК (KRAUT ROCK):
Понятие "краут-рок" принадлежит немецкой волне 60-70-х годов и появилось благодаря своеобразной и оригинальной музыке таких немцев, как Amon Duul, Can, Kraftwerk, Faust и других. Это стихийное культурное, и отчасти политическое движение, возникшее в конце 60х годов как реакция на англо-американскую культурную экспансию. Краут-рок нельзя назвать музыкальным жанром, поскольку практически единственная чертой, объединявшей исполнителей, была удивительно пестрая музыкальная кухня, впитавшая многочисленные стили и приемы того времени.